Великая Победа. Правда Войны

Пакт о ненападении, план "Барбаросса", Великая Отечественная война, Брестская крепость, 1941, Битва за Москву, Красная Армия, лица войны, фронтовая разведка, 1942, народное ополчение, "Красная звезда", СССР, Сталинград, документы, немецкая армия, артиллерия, сводки с фронтов, 1943, Ржевская трагедия, блокада Ленинграда, НКВД, воспоминания, солдаты, плакаты, Курская дуга, десантники, память войны, танковые сражения, годы войны, партизанское движение, воздушные дуэли, операция "Багратион", самоотверженный подвиг, архив, союзники, подводники, 1944, офицеры, освобождение Европы, "Правда", мемуары, будни войны, публицистика войны, 1945, Акт о капитуляции Германии, взятие Берлина, Победа

Информационные партнёры

"Военная форма - выбор серьёзных мужчин"

Вся история человечества может быть описана войнами, которые вели люди разумные с не менее разумными людьми. Парадокс, но разум, наверное, в этом не участвовал. Воевали по малейшему поводу и без. За земли, за охотничьи угодья и пахотные земли, за полезные ископаемые. Ситуация совсем стала из рук вон плохой, когда начали воевать из-за религиозных убеждений. Вот уж действительно, кого хочет наказать Бог, того он лишает разума. А хуже и отвратительнее войн из-за национальных амбиций, когда одна нация считает себя пупом Земли, наверное, ничего не может быть.

Воюя, люди должны были как-то отличать своих соратников от врагов, если не по единой форме одежды, то по каким-нибудь другим отличительным признакам. В древние времена, когда практически любой спорный вопрос решался с позиции силы, воины считались привилегированным слоем общества. Тогда наблюдалось сильное расслоение населения по кастам, и каста воинов стояла осторонь. Естественно, что и одевались они определенным образом. Тогда не военная форма, а кастовое облачение, естественно, приспособленное наилучшим образом для боевых действий, отличала бойца.

Шло время, и кастовость в одежде стала проявляться не в такой сильной мере. Вот тогда начался затяжной период, когда военная форма начала деградировать, во многом копируя одежду гражданскую. Модные веяния немедленно переносились в армию. Совершенно не нужные в бою детали гражданской одежды только мешали солдату. И чем выше по общественной лестнице стоял человек, тем богаче была его одежда, и по ней можно было определить его командующее положение в армии. Идентификация подразделений тогда упрощалась тем, что каждая армия носила вполне определенные цвета, и главнокомандующий мог издалека наблюдать за баталией, легко отличая ″своих″ от ″чужих″.

Появление и развитие огнестрельного оружия, его совершенствование постепенно привело к тому, что солдаты на поле боя становились легкой мишенью для неприятеля, залегшего в укрытии. Тогда и возникла необходимость маскировать бойцов, сделав их не такими заметными на фоне местности. Появившийся и быстро распространившийся цвет хаки спас немало жизней. Постепенно военная форма становилась более утилитарной и строгой, а парадные мундиры оставили для парадов и торжественных случаев.

Большой толчок для окончательного осознания того, какой должна быть полевая форма, дали Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов. В частности, они обязывали каждую из воюющих сторон воевать в своей военной форме, имеющей вполне определенные знаки различия. И во время Первой мировой войны начинается тот этап, когда военная форма начинает оказывать влияние на моду в гражданском платье. Патриотически настроенные граждане старались как-то подчеркнуть свои настроения какими-то армейскими элементами в одежде. Но революция в общественном сознании произошла в начале 60-г годов ХХ-го века, когда в повседневную моду стала входить одежда в стиле милитари. Теперь уже кутюрье копировали армейское обмундирование, и начался период взаимного обогащения, когда гражданское платье и военная форма брали друг у друга самое лучшее и передовое.