Великая Победа. Правда Войны

Пакт о ненападении, план "Барбаросса", Великая Отечественная война, Брестская крепость, 1941, Битва за Москву, Красная Армия, лица войны, фронтовая разведка, 1942, народное ополчение, "Красная звезда", публицистика войны, СССР, Сталинград, документы, каратели, немецкая армия, артиллерия, сводки с фронтов, 1943, Ржевская трагедия, блокада Ленинграда, НКВД, воспоминания, солдаты, плакаты, Курская дуга, десантники, память войны, танковые сражения, годы войны, партизанское движение, воздушные дуэли, операция "Багратион", самоотверженный подвиг, архив, союзники, подводники, 1944, офицеры, освобождение Европы, "Правда", мемуары, Крым, будни войны, 1945, Акт о капитуляции Германии, взятие Берлина, Победа

Партизанское движение

1941-1945

Докладная записка от 26 октября 1942 года

Заместителю начальника Центрального Штаба Партизанского движения товарищу Сергиенко

В проводимой немцами на временно оккупированной территории политике вопросы религии, подчинения ее целям профашистской пропаганды и агитации занимают далеко не последнее место. Подчеркнуто-благоприятное отношение немцев к религии и церковникам противопоставляется — в печатной и устной пропаганде — антирелигиозной политике Советской власти, якобы «убивающей духовную жизнь народа», отправляющей в тюрьмы за религиозные убеждения. Все это в переплетении с гнуснейшими антисоветскими высказываниями преподносится и с подаатяющего числа церковных амвонов.

С первых же дней оккупации были приняты (и немцами и не расходящимися с ними в отношении к этому вопросу органами «самоуправления») меры к открытию церквей, к созданию благоприятных для деятельности церковных общин условий — вплоть до предоставления для религиозных нужд школьных, клубных, колхозных и т.п. общественных помещений там, где церковные здания отсутствовали. Была разрешена деятельность различных церковных сект, в частности — старообрядцев и баптистов.

Введены обязательные церковные обряды «венчания» и «крестин», причем иногда «крестят» детей в возрасте 5—7 лет. В школьные программы включено, как обязательный предмет, преподавание «закона божьего», хотя практически к этому не приступлено ввиду непоступления от высших германских инстанций некоторых дополнительных разъяснений.

Введено и строго проводится в жизнь запрещение работать в дни религиозных праздников, причем это мероприятие опять-таки используется и оккупантами, и различного рода изменниками из административного аппарата, и, наконец, большинством церковников в целях восхваления фашистских порядков, противопоставления их порядкам советским, «кабальным» условиям труда в Советском Союзе. В небольшом количестве, но все же начали открываться кое-где в сельских местностях, а чаше — городах, церкви; вновь, после 25- летнего перерыва, выходят на сцену различные «явленные источники», «чудотворные иконы» и пр. атрибуты поповского мракобесия.

Это, в свою очередь, служит поводом для устной и печатной профашистской пропаганды. Организуются различные церковные «торжества» с обязательными речами представителя «самоуправления» и представителя германского командования на тему: «Как германское правительство, освободившее русский народ от большевиков, заботится о духовном его возрождении».

Пара таких «торжеств» описывается в № 114 от 27.9.42 г. орловской газеты «Речь»: 1. «Торжество в Волхове. 17 сентября с. г. в Афанасьевском храме г. Волхов происходило освящение правого придела в честь Владимирской божьей матери. На освящении присутствовали приехавшие из Орла епархиальный протоиерей Кутепов, старшина епархии г-н Константинов, также граждане волости Волхова, представители германской армии. В 7 часов утра 17 сентября было водоосвящение, а в 8 часов вечера начался чин освящения. Молящихся было так много, что храм не мог вместить всех».

2. «В селе. Двадцать пять лет назад в селе Яковлеве в день Казанской божьей матери, 8 июля, можно было наблюдать необычное стечение народа с окрестностей и городов губернии. Это — паломники-богомольцы, торопившиеся поспеть к началу крестного хода на «Явленный» колодец в честь чтимого образа Казанской божьей матери... Прошло 25 лет. Старое не забыто, несмотря на то, что колодец в годы большевизма уничтожен и храма нет; каким-то чудом верующие сохранили свой чтимый образ Казанской божьей матери. Сейчас они закончили ремонт и оборудование школы под церковь, добились назначения туда священника отца Евгения Звигинцева и уже назначили день освящения храма-школы в честь Казанской божьей матери на 24 сентября». Создание условий, при которых равнодушие к вопросам религии отождествляется чуть ли не с принадлежностью к ВКП(б), заставляет известную часть населения прибегать «на всякий случай» к выполнению различных церковных обрядов.

В г. Брянск открыто 2 церкви, в одной из которых молятся «за многие лета Адольфа Гитлера, за победу доблестного германского войска», а также «за смерть антихристов-жидов и большевиков»; в другой — «за прекращение кровавой человекоубийственной войны». В первой церкви молящихся значительно меньше, чем во второй.

Одна церковь открыта в Фокинском поселке ст. Брянск-2. Помещение одновременно используется немецкими частями, устраивающими там танцевальные вечера, спевки, сыгровки и пр. Открыта также церковь в помещении клуба железнодорожников — у ст. Брянск-1, в Володарском поселке.

В г. Орел организовано епархиальное управление, председателем которого немцы назначили протоиерея Иоанна Маккавеева. В здании антирелигиозного музея открыт «Богоявленский кафедральный собор», восстановлены и открыты Афанасьевская кладбищенская, Крестительская кладбищенская и Никитская церкви. Для ремонта и оборудования церквей церковники и монашествующий элемент собирали средства среди населения не только в церквах, но и по домам, на площадях и улицах. Газета «Речь» от 27.3.42 г. под заголовком «В епархиальном управлении» пишет: «24 марта в 12 часов дня в Никитском храме состоялось церковное собрание патриаршей православной церкви. На собрании присутствовали священники церквей города и церквей близлежащих сел епархии со своими клирами, ктиторы, законоучители, а также приглашенные члены церкви из мирян.

Собрание открылось молитвенным песнопением «царю небесный» и вступительным словом председателя епархиального управления протоиерея Иоанна Маккавеева об обязанностях пастырей церкви, особенно в настоящий момент, когда открываются и освящаются разрушенные и оскверненные большевиками святые храмы. На повестке дня этого совещания стали вопросы:

1. О единообразии во времени богослужения. 2. Установление поминовения о здравии орловских священнослужителей, монашествующих и верующих мирян, заключенных в тюрьмы и сосланных на каторгу большевиками. 3. Установление поминовения за упокоенной ектинии на литургии умученных большевиками патриарха Тихона, а также епископов, священнослужителей и мирян, мученически погибших. 4. Возобновление прочтения после евангелия синодальной молитвы, напечатав и разослав ее по церквам.

5. Разрешение вопроса о настоятельстве в приходских церквах согласно «канонических правил» и церковных традиций. 6. О материальном обеспечении причта. 7. О ремонте сельских храмов, участии духовенства в ремонте и освящении храмов. 8. О заведении описей церковного имущества. 9. О ремонте монастырского храма и о монашествующих. 10. О материальной помощи духовникам и монашествующим со стороны всего духовенства — нуждающимся в этой помощи. 11. Об организации приходских попечительств при церквах. 12. О предбрачных церковных оглашениях. 13. О передаче кладбищ в ведение кладбищенских церквей, под непосредственным руководством епархиального управления. 14. О доизбрании членов и кандидатов в епархиальное управление». Во всех церквах г. Орел и ближайших к нему сел 4—5 апреля с. г. были проведены пасхальные служения, носившие ярко антисоветский характер. Через газету бургомистр г. Орел предатель Сатаров поздравил жителей с праздником пасхи. Церковники в г. Орел организуют проведение так называемых духовных концертов.

Многие церковники стали на путь прямого сотрудничества с немцами и ведут среди верующих профашистскую пропаганду. Благочинный протоиерей Александр на одном из богослужении в г. Орел, обращаясь к верующим с проповедью, заявил: «Когда в Орел вступило немецкое командование, оно приказало открыть менее всех разрушенный храм, оскверненный и разоренный безбожной Советской властью. Возблагодарим господа бога за его великие деяния — вступление немецких войск, которые идут во имя бога освободить нашу родину, и правителя русской и всей западной Европы — рейсхканцлера Адольфа Гитлера». Протоиерей Дмитрий Булгаков 25.8.42 г, в кафедральном соборе в г. Орел произнес ярко прогерманскую проповедь.

Он же — один из постоянных сотрудников газеты «Речь», автор ряда антисоветских статей и заметок на религиозные темы. Вообще же следует отметить, что произносимые с церковного амвона профашистские проповеди часто встречаются верующими враждебно. Так, со слов прибывшего из окружения командира, в г. Фатеж, когда во время службы в одной из церквей поп пригласил верующих «помолиться, чтобы не вернулись наши враги» (подразумевается Красная Армия), подавляющее большинство верующих тотчас же покинуло церковь.

Жестоко расправляются немцы с церковнослужителями, не желающими быть предателями Родины. По агентурным данным партизанского отряда им. тов. Кравцова за октябрь с. г., в селе Лопатино германскими властями был расстрелян выступивший против чинимых немцами зверств священник местной церкви. По тем же данным, 3.10.42 г. при занятии немцами села Ревны, Навлинского района, Орловской области, ими была сожжена церковь... Большое недовольство крестьян вызывает запрещение работать в дни религиозных праздников, т. к. в силу большого количества различных принудительных работ им не хватает времени для работы у себя в хозяйстве.

Если некоторая, незначительная часть населения, преимущественно ущемленная Советской властью, принимает проводимую немцам церковную политику «за чистую монету», — основная масса советских людей видит истинные причины, заставившие оккупантов воспылать к делу «духовного возрождения» русского народа. Соответствующие мероприятия в области нашей агитации (листовки специального содержания, хотя бы с текстами писем — поздравлений к тов. Сталину по случаю 25-летия Октябрьской революции и др.) в солидной мере помогли бы населению оккупированной территории разобраться в истине. Тем более что наличие религиозных чувств у значительной части верующих сочетается с глубоким чувством советского патриотизма.

Представитель ЦШПД на Брянском фронте ст. майор госбезопасности МАТВЕЕВ

Зам. начальника разведотдела майор БЫСТРОВ

Источник:" НКВД и партизанское движение ". Издание- Москва, Олма-Пресс, 2003 год

Читайте также:

Сталинград

"Ржевская мясорубка"

"Кроваво-красный снег"

"Беспощадная бойня Восточного фронта"

Женщины-солдаты

"Передовой отряд смерти"

"Я был власовцем"

"Блокада Ленинграда"

Штрафные батальоны

"Хроника рядового разведчика"

Каратели

"Последний солдат третьего рейха"