Какие ингаляции можно при сухом кашле

Простудные заболевания зачастую сопровождаются таким симптомом, как сухой кашель. Для избавления от подобного проявления прибегают к использованию различных препаратов для отхаркивания и муколитиков. Но порой воздействие лекарств не оказывается достаточным. Многие интересуются тем, можно ли делать ингаляции при сухом кашле. Такая процедура обладает высокой степенью эффективности.

Преимущество ингаляции при сухом кашле

В отличие от лекарственных средств, которые зачастую применяются при болезнях бронхов и легких, ингаляция от сухого кашля оказывает прямое воздействие на мускулатуру и слизистую оболочку органов дыхания. Поэтому процедура вызывает быстрое разжижение мокроты и значительное уменьшение спазмов.

Какие ингаляции можно при сухом кашле

При каких заболеваниях рекомендована ингаляция?

Проведение ингаляций рекомендовано при следующих состояниях:

  • поражение гортани, протекающее в острой и хронической форме;
  • заболевания бронхов и легких, сопровождающиеся кашлем (тонзиллит, бронхит и некоторые виды пневмонии);
  • заболевания профессионального характера (ларингит у педагогов и певцов, бронхит у людей, работа которых связана с химическими веществами, болезни шахтеров);
  • поражение среднего уха;
  • отит;
  • заболевание гайморовых пазух и носоглотки;
  • вирусные инфекции;
  • обструктивные бронхиты;
  • профилактика простуды и осложений после заболевания органов дыхания.

Имеющиеся противопоказания

Ингаляция от сухого кашля назначается только врачом, в особенности маленьким детям.

Также существует ряд противопоказаний для проведения процедуры:

  • повышенная температура тела;
  • воспалительный процесс в острой или гнойной форме;
  • кровотечения из носа;
  • высокий показатель давления;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • наличие туберкулеза или эмфиземы легких.

Разновидности ингаляций

Ингаляции при сухом кашле в домашних условиях проводятся посредством специального аппарата нейбулайзера или пара. В качестве лечебного средства используются лекарственные препараты, различные травяные сборы или эфирные масла.

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Проведение ингаляций небулайзером при наличии сухого кашля

Ингаляция от сухого кашлям проводится с помощью специальных аппаратов — небулайзеров. Работа их простроена на распылении молекул лекарственных средств посредством ультразвука или струйного сжатого воздуха. При помощи устройства очень удобно проводить процедуры детям, если существует необходимость частых манипуляций.

Ингаляцию при помощи небулайзера нельзя осуществлять бесконтрольно. Дозировку и частоту процедур должен определить лечащий врач. Препараты подбираются в строго индивидуальном порядке.

Для купирования кашля, вызванного обычной простудой, достаточным будет применение ингаляций с физиологическим раствором, а вот при более серьезном поражении органов дыхания применяются сильнодействующие препараты.

Какие препараты используются при лечении небулайзером?

При сухом непрекращающемся кашле, острых респираторных поражениях, наличии фарингита, тонзиллита, трахеита и бронхита могут быть использованы препараты, которые способствуют подавлению возбудимости нервных рецепторов.

При отсутствии противопоказаний может быть применен 2% раствор лидокаина, разведенный в равной пропорции с физиологическим раствором.

В фазе сухого кашля может быть также рекомендовано применение «Туссамага», «Геделикса».

Ингаляции при сухом кашле в домашних условиях можно проводить с применением следующих средств:

  • Бронхолитические препараты. Обычно используют такие средства, как «Сальбутомол», «Беротек», «Беродуал», «Атровент».
  • В тяжелой форме заболевания при наличии обструкции в бронхах назначаются препараты на гормональной основе. Прибегают к использованию «Пульмикорта», «Преднизолона» и др.
  • Для купирования инфекции бактериальной природы применяются антибиотики и антисептические средства. К примеру, оправдано использование «Флуимуцина», «Гентамицина», «Фурацилина».
  • С целью разжижения и выведения мокроты применяются ингаляции с муколитическими средствами «Лазолван», «Амбробене», «Флуимуцил», «Пульмозим». Также применяется физиологический раствор, сода или минеральная вода. Ингаляции с использованием физиологического раствора и минеральной воды используются при любом виде кашля, в том числе и при сухой форме.
  • Отхождение мокроты нуждается в стимуляции. Она должна стать более вязкой. С этой целью применяются такие муколитики, как «Лазолван», «Амбробене», «Флуимуцил», «АЦЦ Инъект».
  • Ингаляции при сухом кашле небулайзером детям и беременным женщинам делаются с использованием «Пертуссина» и сухой микстуры от кашля. Средства разводятся в физиологическом растворе.

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Обычно после проведения ингаляции муколитическими препаратами кашель становится более интенсивным, что считается нормой. После отхождения мокроты рекомендовано произвести ингаляцию со средством против воспаления. Это могут быть препараты на растительной основе. К примеру, используется «Ротокан» в пропорции 1:40, «Прополис» в пропорции 1:20 и «Хлорофиллипт» в пропорции 1:10. Также оправдано применение антисептика диоксидина 1%, который разводится в пропорции 1:4, мирамистина 1, 01% и антибиотика гентамицина (4% в ампулах в пропорции 1:6).

При спазмах в бронхах с сухим кашлем аллергической природы, бронхиальной астме, обструкциях бронхов применяются ингаляции с таким бронхолитическими препаратами, как «Беродуал», «Беротек», «Атровент», «Сальбуматол». Дозы препаратов для ингаляции назначаются только лечащим врачом.

Ингаляции с использованием физиологического раствора и минеральной воды можно проводить и без показаний врача. Они применяются в качестве самостоятельной терапии в промежутках между процедурами с использованием лекарственных средств.

Сочетание различных препаратов с травами и эфирными маслами

Ингаляции при сухом кашле в домашних условиях будут отличаться более высокой степенью эффективности, если в небулайзер или ингалятор добавить эфирное масло, отвар таких трав, как подорожник, зверобой, липа, ромашка, шалфей.

Для процедуры используется один и тот же отвар в течение дня. При каждом последующем использовании его необходимо подогревать. Небулайзер также следует применять не более трех раз за день. Все его детали следует тщательно промывать водой.

Лечение сухого кашля у детей

Можно ли ингаляции при сухом кашле проводить детям? Кашель у детей лечится теми же препаратами, что и у взрослых. При терапии детей следует проконсультироваться с врачом относительно целесообразности применения того или иного средства, а также длительности его применения.

Читайте также: Дерет горло кашель что пить

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Наличие сухого кашля в детском возрасте встречается значительно чаще, так как организм ребенка устроен иначе. Для ребенка любое простудное заболевание или переохлаждение может стать причиной появления сухого кашля. Поэтому ингаляции с эвкалиптовым маслом можно делать ребенку просто с целью профилактики.

Возможные побочные эффекты

Медициной отмечено малое количество побочных эффектов. Чаще они возникают при неправильно проведенной процедуре.

Следует отметить, что некоторые лекарственные средства и эфирные масла, добавляемые в раствор или небулайзер, организмом не переносятся. Об этом можно судить по состоянию человека.

  • Ингаляции следует сразу же прекратить даже при незначительном повышении температуры тела человека.
  • Использование небулайзера или паровой ингаляции возможно только при хорошей переносимости лекарственных препаратов и эфирных масел. Температура самого раствора должна быть не больше 80º С.
  • Паровые ингаляции не рекомендовано проводить при заболеваниях кожи лица, так как пар может усугубить ее состояние.
  • Крайне важно проведение надлежащего обследования у пульмонолога во избежание появления опухоли в области бронхов или же увеличения лимфатических узлов. Вполне вероятно, что сухой кашель вызван легочным фиброзом или застойной сердечной недостаточностью. Такие заболевания могут привести к плачевным результатам, и ингаляции при них противопоказаны.

Разновидности ингаляций по физическому состоянию веществ

  • Тепловлажная. Она пользуется широкой популярностью, помогает увлажнить слизистую оболочку органов дыхания и параллельно обеспечить ее прогревание, разжижение и удаление скопившейся слизи из бронхов. С этой целью применяются щелочные растворы, антибиотики гормональные препараты, отвары и настои из трав. Продолжительность такой ингаляции составляет 10 минут.
  • Паровая. Она легко осуществляется в домашних условиях. С этой целью достаточным оказывается надеть на носик чайника с горячим отваром из лекарственных трав или препаратов бумажную воронку. Паром можно дышать через рот или нос
  • Еще одним видом паровой ингаляции в домашних условиях является приготовление горячего раствора, который переливается в удобную емкость. Голова накрывается полотенцем или простыней. Человек должен дышать над емкостью. Такая ингаляция заживляет слизистую оболочку дыхательных органов, способствует лучшему поступлению крови к бронхам и легким, оптимизирует обменные процессы и может купировать болевые ощущения.

Рецепты паровых ингаляций

Многие интересуются, с чем делать ингаляции при сухом кашле на пару.

Существует ряд способов:

  • Употребление минеральной воды типа «Нарзана» или «Боржоми». Ее подогревают до 50 ºС.
  • Раствор соли. Берется 1 ч. л. морской или поваренной соли и разводится в 2 стаканах воды. Поваренная соль является естественным антисептиком, который убивает большинство бактерий. Раствор увлажняет органы дыхания, способствует отхождению мокроты.
  • Физиологический раствор подходит для всех типов ингаляций. Его можно применять и ребенку, начиная с самого раннего возраста. Его использование показано и при сухом кашле аллергической природы. Средство разводится в горячей воде в равной пропорции.
  • При сухом кашле можно делать ингаляции с новокаином. Берется одна ампула на литр кипяченой воды. Процедура проводится 5 минут. Вместо новокаина можно использовать лидокаин или дикаин.
  • Одной из самых простых и высокоэффективных процедур является проведение ингаляции с использованием щелочи. С этой целью 0,5 ч ложки соды растворяется в 200 мл горячей воды.
  • Ингаляции с использованием эфирных масел делаются из расчета 0,5 л горячей воды на 1-2 капли масла эвкалипта, пихты, ментола или чайного дерева. Не следует капать масло больше четырех капель. Продолжительность процедуры должна составлять 5 минут. Ингаляции на основе эфирных масел являются прекрасным средством для избавления от сухого кашля, способствуют размягчению слизистой оболочки дыхательных путей, снимают отечность. Благодаря целебным свойствам могут снять воспаление и оказать отхаркивающее воздействие.
  • При сухом кашле большую пользу приносит раствор из таких целебных трав, как шалфей, липа календула, зверобой и др.
  • Высокой эффективностью обладают ингаляции с применением лука или чеснока.
  • В кипяченой воде можно растворить одну ст. л. меда.
  • В настой из трав для паровой ингаляции можно добавить эфирное масло (эвкалиптовое, пихтовое, сосновое, мятное) или немного бальзама «Звездочка». Можно также добавить таблетку «Валидола».

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Что следует знать про паровые ингаляции?

  • При их помощи вряд ли можно добиться значительного терапевтического эффекта. Эта процедура может принести лишь временное облегчение.
  • Частицы вещества достаточно большие. Они не проникают в нижние органы дыхания. Паровая ингаляция скорее рассчитана на воздействие на носоглотку.
  • Ингаляции при сухом кашле у ребенка не советуется проводить над паром, так как очень трудно с точностью контролировать его температуру.
  • При паровой ингаляции запрещено употребление лекарственных препаратов, так как большая их часть просто разрушается при нагревании.

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Основные правила проведения ингаляций

Делают ли ингаляции при сухом кашле без соблюдения некоторых мер предосторожности? Такое действие нецелесообразно, так как может навредить здоровью.

Существует ряд правил:

  • Раствор с лекарственным средством следует приготовить непосредственно перед проведением процедуры.
  • Ингаляцию следует осуществлять не ранее чем через час после приема пищи в удобной одежде, которая не стесняет грудную клетку.
  • Нельзя выходить на холодный воздух или курить.
  • Вдыхание раствора следует осуществлять через рот и делать медленный выдох через нос.
  • Курс лечения включает не более десяти процедур, которые повторяются через каждые 3-4 часа. При необходимости интервал может быть сокращен до 1-2 часов в течение суток.
  • После каждого использования детали небулайзера следует тщательно промыть. Все растворы для лечения должны быть стерильными. Перед использованием препаратов их рекомендовано прогреть до комнатной температуры.
  • Процедура проводится через полтора часа после приема пищи. Дышать следует в расслабленном состоянии, сосредоточившись на процессе.
  • Не следует проводить процедуру при наличии таких патологий, как сердечная недостаточность, кровоточивость, высокое давление а также температуре тела выше 37,5ºС.
  • Все лекарства, используемые в небулайзере, используются в виде аптечных растворов. Разбавляются они в физиологическом растворе также произведенном на фармацевтическом предприятии. Как правило, пропорцией разведения для взрослых является 1:1, а для детей используется соотношение 1:2, но лучше уточнить этот нюанс у лечащего врача.
  • В небулайзере нельзя самостоятельно приготовлять настои целебных трав, эфирные масла, порошки и таблетки.
  • Если назначено применение ряда препаратов, то советуется использовать их с промежутком в 10-15 минут в следующем порядке: бронхолитическое средство, препарат для отхаркивания, а после отхождения мокроты противовоспалительное средство.

Читайте также: Кашель у индюков и лечение

При соблюдении всех правил проведения ингаляция от сухого кашля обладает высокой степенью эффективности.

Какие ингаляции можно при сухом кашле

Заключение

Сухой кашель устраняется посредством ингаляций. Данная процедура обладает высокой степенью эффективности. Проводится она над паром или при помощи специального аппарата небулайзера. Лекарственные средства, дозировка и продолжительность лечения определяются лечащим врачом. При выполнении ингаляции следует соблюдать ряд правил, без которых процедура не окажет должного терапевтического воздействия.

Источник

Сухой кашель появляется как следствие различных заболеваний и доставляет больному множество неприятных ощущений. Во всех случаях требуется комплексное лечение, направленное на ликвидацию основной болезни и устранение симптомов. В состав терапии при сухом кашле врачи рекомендуют включать ингаляции, увлажняющие и смягчающие слизистую оболочку, снимающие воспаление, устраняющие бронхоспазмы. Данная процедура имеет свои особенности, которые следует учитывать при ее проведении, чтобы получить требуемый результат.

Преимущества ингаляций и показания к проведению

Суть ингаляционной процедуры заключается в следующем: в дыхательные пути вводятся лекарственные препараты, находящиеся в распыленном состоянии. Аэрозоль быстро проникает к пораженным местам, оказывая быстрое лечебное воздействие. С помощью ингаляций успешно нейтрализуются патологии, поражающие нижние и верхние дыхательные пути. Простота выполнения дает возможность проводить процедуры не только в стационаре, но и в домашних условиях.

Основные плюсы ингаляций:

  • Препараты, будучи распыленными, проникают даже в самые отдаленные места, воздействуя непосредственно на слизистую оболочку пораженных органов.
  • Лекарственные растворы в виде аэрозоля способно охватить большую площадь поверхности воспаленной слизистой оболочки.
  • Ускоренное всасывание лекарства при сухом кашле у взрослых и детей, способствует его скорейшему лечебному воздействию.
  • Благодаря быстрому разжижению мокроты, существенно ускоряется вывод мокроты из дыхательных путей.

Применение ингаляций зависит от состояния больного, наличия у него того или иного заболевания. В связи с этим, вопрос, можно ли проводить данную процедуру актуален для следующих ситуаций:

  • Бронхит, ринит, трахеит, фарингит и другие патологии в острой и хронической форме, поражающие дыхательную систему. В эту же группу входят их возможные осложнения.
  • Все виды пневмонии, независимо от причин возникновения.
  • Бронхиальная астма и бронхоэктазы в легких.
  • Послеоперационные терапевтические мероприятия профилактического характера, направленные на недопущение развития осложнений.
  • Состояния больного, требующие неотложной помощи в связи с нарушениями функций дыхательных органов.

В настоящее время вопрос, какие ингаляции проводить, решается двумя основными способами. В первом случае используется емкость с горячей водой или только что сваренным картофелем в мундире. Второй метод требует специальной аппаратуры – ингалятор или небулайзер, заправляемые специальными лечебными растворами.

Методики паровых ингаляций

Паровые ингаляции при сухом кашле в домашних условиях проводятся до сих пор. В водяных парах частички лекарства имеют сравнительно большие размеры. Их диаметр составляет примерно 20 мкм, поэтому они не могут проникнуть на участки дыхательных путей, расположенных после трахеи. Поэтому вдыхание пара эффективно не при всех заболеваниях.

Горячий пар нужно вдыхать осторожно, поскольку существует риск ожога слизистых оболочек гортани и других органов. Для процедуры подходят не все лекарства, поскольку высокая температура приводит к утрате их лечебных свойств. После ингаляции усиливается местный кровоток, снижаются болевые ощущения, происходит качественное увлажнение слизистой оболочки.

Паровые ингаляции при сухом кашле проводятся на основе настоев трав, отваров, эфирных масел и других лекарственных средств. Вопрос, с чем делать процедуру решается индивидуально:

  • Эфирные масла – пихтовое, эвкалиптовое, имбирное, кипарисовое. В 0,5 литра кипятка добавляется 2-3 капли масла. Вдыхать пары следует 5 минут.
  • Отварной картофель, его отвар или кожура. Вдыхается пар от этих компонентов, голова накрыта плотной тканью.
  • Сухие сосновые почки. Берутся 10 г на стакан кипятка. Настаиваются 30 минут, далее этот пар вдыхается 10 минут.
  • Мед (30 г) заливается кипятком (180 мл). Тщательно размешать и вдыхать 10 минут. Особый эффект процедуры – перед сном.
  • Любые сухие травы – шалфей, чабрец, ромашка, зверобой, календула и другие натуральные препараты, в количестве 15 г заливаются двумя стаканами кипятка. Настаиваются 15 минут и применяются для вдыхания.

Читайте также: Симптомы рвота сильный кашель 2 недели

При решении вопроса, чем делать ингаляции при сухом кашле, нужно использовать те средства, которые не вызывают аллергии, переходящей в дыхательную недостаточность при бронхоспазмах. Стоит отдельно остановится на соде, обладающей сильным муколитическим действием. Для раствора потребуется 15 г соды и 1 литр кипятка. Смесь заливается в чайник. В его носик вставляется картонная воронка, через которую вдыхаются пары в течение 10 минут. Данная процедура способствует снятию воспаления, снижению отеков, уничтожению патогенных микроорганизмов, снижению боли. Разжиженная мокрота выводится намного быстрее. Нельзя использовать для лечения детей до 2 лет.

Использование паровых ингаляторов

Другой способ паровых ингаляций заключается в использовании специального ингалятора. В отличие от небулайзера, превращающего лечебное средство в аэрозоль мельчайшей фракции, этот прибор приводит лекарство в состояние пара с частичками более крупных размеров. От этих показателей зависит глубина проникновения препарата. Таким образом, паровые ингаляторы хотя и менее эффективны, зато отлично справляются с проблемами откашливания и задержкой мокроты, заболеваниями носоглотки, и другими болезненными проявлениями.

Сам паровой ингалятор состоит из трех резервуаров, помещенных в общий корпус:

  • 1-й предназначен для раствора. В него заливается вода, добавляются эфирные масла или лечебный раствор.
  • 2-й используется для слива конденсата, образующегося на внутренних стенках.
  • 3-й резервуар с нагревательным элементом, превращающим жидкую смесь в состояние пара.

Первая и третья емкости соединяются между собой трубкой, по которой вода подается для нагрева. Образующийся пар поднимается по длинной трубке, а его количество может быть отрегулировано рычажком, изменяющим диаметр пропускного отверстия. Трубка соединяется с маской, направляющей пары непосредственно больному.

Существуют модели, предназначенные для детских ингаляций. Они отличаются ярким оригинальным дизайном и небольшими размерами маски. В этих приборах обязательно присутствует терморегулятор, контролирующий температуру пара.

Ингаляции с небулайзером

Рабочий процесс для небулайзера осуществляется по следующей схеме, которую определяет инструкция:

  • Лечебный препарат распыляется в полости рта, и далее во взвешенном состоянии он проникает в дыхательные пути. Здесь лекарство оседает на слизистой оболочке и начинает лечебное воздействие на пораженные места.
  • Лекарственное средство во время ингаляции небулайзером распыляется на мельчайшие частицы диаметром 0,5-10 мкм, проникающие даже к самым дальним участкам дыхательных органов. За счет этого происходит быстрое купирование сухого кашля и облегчение состояния больного.
  • Основным преимуществом считается эффективная ликвидация бронхоспазмов, ускоряется разжижение и вывод мокроты. В результате, слизистая оболочка смягчается, а сухой кашель постепенно переходит в продуктивное состояние.

Ингаляции при сухом кашле небулайзером должны проводиться по определенным правилам:

  • Во время процедуры больной находится в наиболее удобном положении, в свободной одежде, не вызывающей дискомфорта.
  • Вдохи должны быть медленными, размеренными и глубокими, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей.
  • При наличии бронхита выдох обязательно делается через нос.
  • Ингаляционные растворы готовятся непосредственно перед выполнением процедуры.

Проведение ингаляций через небулайзер выполняется только по назначению врача после обследования и диагностики. Самостоятельное применение может вызвать нежелательные побочные эффекты в связи с возможными противопоказаниями.

Ингаляции детям с применением небулайзера

С помощью небулайзеров можно делать ингаляции для детей. Они не доставляют неприятных ощущений и совершенно безопасны, поэтому легко переносятся без каких-либо последствий. Лекарственный препарат доставляется ребенку непосредственно к воспаленному участку и максимально усваивается организмом. От лечения для взрослых эти процедуры в основном отличаются лишь дозировкой медикамента.

Ингаляции при сухом кашле небулайзером могут проводиться разными способами. В одном случае они бывают горячими, где препарат вдыхается в виде пара, а в другом – холодными, когда вдыхаемое лекарство нагревается не выше комнатной температуры.

За ходом процедуры осуществляется постоянный контроль со стороны взрослых. Если в процессе ингаляции начались приступы сильного кашля, появилось головокружение и другие неприятные ощущения, процедура должна быть немедленно прекращена. О данной проблеме нужно обязательно сообщить врачу, поскольку она, скорее всего, указывает на непереносимость используемого лекарства. Процедуры не разрешается делать при сухом кашле с препаратами, запрещенными детям 1-6 лет.

В небулайзерах используются лекарства для ингаляций бронхолитического, муколитического и противовоспалительного действия. Отдельно могут назначаться антибактериальные и антисептические средства. Вначале проводится ингаляция с бронхолитиками, а по истечении 15-20 минут процедура повторяется уже с муколитиками, которыми нужно подышать примерно столько же. После того как появится продуктивный кашель и начнется отделение мокроты, нужно сделать третью ингаляцию с антисептическими или противовоспалительными средствами.

Противопоказания

Существуют определенные противопоказания взрослым и детям к проведению ингаляции при сухом кашле небулайзером, которые нужно учитывать при назначении этих процедур:

  • Повышение температуры свыше 37,5 градусов.
  • Кровохарканье, носовые кровотечения.
  • Наличие в мокроте гнойных выделений.
  • Патологии дыхательной и сердечно-сосудистой системы, в том числе и аритмия.
  • Непереносимость отдельных компонентов, особенно в фитопрепаратах.

Источник

Картотека комплексов общеразвивающих упражнений
картотека по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Картотека коплексов ОРУ для всех возрастных групп детского сада. Содержатся различные коплексы упражнений с предметами и без. С указанием исходных положений, выполнения и дозировки каждого упражнения. Содержатс упражнения на формирование правильного дыхания.

Скачать:

Вложение Размер
kompleksy_oru_vo_2_mlgr.doc 61 КБ
kompleksy_oru_v_star.gr_.doc 78.5 КБ
kompleksy_oru_v_sred.gr_.doc 63 КБ
kompleksy_oru_v_podg_gr.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

комплексов общеразвивающих упражнений

во 2 младшей группе детского сада

Комплекс № 1 (без предметов).

1. И.п. — о.с. «Птицы машут крыльями».

В. – поднять руки через стороны вверх, опустить, вернуться в и.п.

2. И.п. – ноги слегка расставлены, руки опущены. «Заводим моторы».

В. – круговые движения руками, согнутыми в локтях, перед грудью,

3. И.п. – ноги расставлены, руки за спиной. «Гуси шипят».

В. – наклониться вперед, вытянув шею, сказать «ш-ш-ш», выпрямиться,

  1. И.п. – о.с. «Курочки зернышки клюют».

В. – присесть, постучать пальцами обеих рук о пол, встать, принять и.п.

  1. И.п. – ноги слегка расставлены, руки свободно. «Мячики».

В. – подпрыгивания на 2-х ногах на месте в чередовании с ходьбой.

  1. И.п. – свободно. Дыхательное упражнение «Шар».

1. И.п. – о.с.кегля в руках внизу. «Покажи кеглю».

В. — поднять прямые руки вперед, сказать «вот», вернуться в и.п.

В. – присесть, поставить кеглю на пол, встать; присесть, взять кеглю,

  1. И.п. – сидя на полу, ноги прямые вместе, кегля в 2-х руках. «Прокати кеглю».

В. – кеглю прокатить вперед по ногам к носкам, сказать «вперед», обратно,

  1. И.п. – о.с. руки на поясе, кегля на полу, лежа. «Покатай кеглю».

В. – поставить правую ногу на кеглю, стопой покатать вперед-назад. То же,

  1. И.п. – ноги расставлены, кегля на полу, стоя.

В. – 8 прыжков вокруг кегли на 2-х ногах в чередовании с ходьбой.

  1. И.п. – свободно. Дыхательное упражнение «Кегля, ух».

Комплекс № 3 (с кубиками) и № 3а (с мешочками).

1. И.п. – ноги слегка расставлены, кубики (мешочки) внизу.

В. – кубики (мешочки) вперед, постучать кубиком о кубик (мешочком о мешочек), опустить, принять и.п.

  1. И.п. – то же, кубики (мешочки) за спиной.

В. – присесть, постучать кубиками (мешочками) о пол, встать, кубики (мешочки) за спину, сказать «не стучим», принять и.п.

  1. И.п. – сидя на полу, кубики (мешочки) по бокам.

В. – наклониться, постучать кубиками (мешочками) по носкам прямых

ног, выпрямиться, приняв и.п.

  1. И.п. – ноги расставлены, кубики (мешочки) на полу.

В. – прыжки на 2-х ногах через кубики (мешочки) в чередовании с ходьбой.

  1. И.п. – свободно. Дыхательное упражнение.

Комплекс № 4 (с погремушкой).

  1. И.п. – ноги расставлены, погремушка за спиной.

В. – погремушку вперед, погреметь, убрать за спину, принять и.п.

В. – присесть, постучать погремушкой о пол, встать, сказать «не стучим»,

  1. И.п. – сидя на полу, ноги врозь, погремушка в 2-х руках.

В. – наклониться вперед, положить погремушку на пол, выпрямиться;

наклониться вперед, взять погремушку, принять и.п.

  1. И.п. – ноги расставлены, погремушка в 2-х руках.

В. – поднять согнутую в колене правую ногу, постучать погремушкой по

ноге, опустить ногу. То же, левой ногой.

В. – 10 подпрыгиваний на двух ногах на месте, звеня погремушкой над головой.

6. Дыхательное упражнение « Подуй на погремушку».

Комплекс № 5 (с малым мячом).

В. – поднять мячик вперед-вверх, опустить, принять и.п.

  1. И.п. – стоя, ноги врозь, мяч перед грудью. «Покажи мяч».

В. – наклониться вперед, мячик вперед, сказать «вот он», выпрямиться.

  1. И.п. – сидя на полу, ноги врозь, мяч на полу между ног. «Прокати мяч».

В. – прокатить мяч вперед, сказать «вперед»; прокатить мяч назад

сказать «назад», вернуться в и.п.

  1. И.п. – сидя на пятках на полу, мяч в 2-х руках. «Выше мяч».

В. – встать на колени, мяч поднять вверх над головой, посмотреть на мяч,

опустить, сказать «вниз», принять и.п.

  1. И.п. – ноги расставлены, мяч в руках.

В. – 6-8 пружинок и подпрыгиваний в чередовании с ходьбой на месте.

  1. И.п. – ноги слегка расставлены, платочек в руках.

В. – руки вперед, показать платочек, вернуться в и.п.

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, платочки внизу.

В. – повернуться в правую сторону, помахать платочком, вернуться

в и.п. То же, в левую сторону.

В. – присесть, платочек вперед, «спрятались» за платочек, встать в и.п.

  1. И.п. – сидя на пятках, платочек на ногах.

В. – встать на колени, платочек вперед, помахать платочком, сесть на

  1. И.п. – ноги расставлены, платочек в правой руке.

В. – прыжки на 2-х ногах на месте, размахивая платочком перед собой.

Повторить 2 раза по 8 прыжков, чередуя с ходьбой на месте.

  1. Дыхательное упражнение « Подуй на платочек».

Комплекс № 7 (с большим мячом) и № 7а (с мягким кубом).

  1. И.п. – ноги расставлены, мяч (куб) в обеих руках внизу.

В. – поднять мяч (куб) вверх, посмотреть на него, опустить, принять и.п.

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, мяч (куб) в обеих руках у груди.

В. — наклониться, коснуться мячом (кубом) пола, вернуться в и.п.

  1. И.п. – ноги расставлены, мяч (куб) в 2-х руках внизу.

В. – присесть, мяч (куб) в согнутых руках, встать, принять и.п.

  1. И.п. – сидя на полу, ноги прямые, мяч (куб) зажат стопами, руки сзади

В. – поднять вверх прямые ноги, не уронив мяч (куб), опустить, принять и.п.

  1. И.п. – ноги слегка расставлены, мяч (куб) в руках.

В. – прыжки на 2-х ногах на месте в чередовании с ходьбой.

В. – руки вперед, хлопнуть в ладони, сказать «хлоп», опустить за спину.

  1. И.п. – ноги расставлены, руки внизу.

В. – повернуться в правую сторону, хлопнуть в ладони, сказать «хлоп»,

вернуться в и.п. То же, в левую сторону.

В. – присесть, хлопнуть по полу ладонями, сказать «хлоп», встать в и.п.

  1. И.п. – сидя на полу, ноги в стороны.

В. – наклониться, хлопнуть ладошками по носкам, сказать «хлоп»,

  1. И.п. – ноги расставлены, ладони перед грудью.

В. – Подпрыгивания на 2-х ногах с хлопками над головой.

Повторить 2 раза, чередуя с ходьбой.

В. – вдохнуть – руки через стороны вверх, хлопнуть в ладони,

источник

Составление комплексов общеразвивающих упражнений

Упражнения для всего тела

1. Из о. с., упор присев, упор лежа, упор присев, и. п.

2. То же, но со сгибанием рук в упоре лежа.

3. Ходьба на руках с помощью партнера, поддерживающего за ноги.

4. В стойке ноги врозь круговые движения туловищем.

5. Из стойки ноги скрестно сесть, лечь, сесть, встать.

Упражнения для формирования правильной осанки:

1. Стать у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Отойти от стены, сохраняя это положение. Определить отличие привычной позы от позы правильной осанки у стены.

2. Принять прямое положение тела с касанием палки затылком позвоночником. Гимнастическая палка вертикально за спиной захватом руками у поясницы. Фиксировать позу, стоя у зеркала.

3. Стать спиной к стене. Приседания, наклоны туловища в сторону, не отрывая спину и таз от стены.

4. Лечь на спину, руки за голову. Напрячь мышцы спины, сохраняя прямое положение тела и дать партнерам поднять себя в положение о. с.

Упражнения в расслаблении

Упражнения для рук:

стоя, руки вверх. «Уронить» кисти, затем предплечья, расслабленно опустить руки вниз и с полунаклоном вперед выполнить пассивное раскачивание ими вправо и влево.

Упражнения для ног:

сидя с упором руками сзади. Поочередно слегка сгибать и разгибать ноги; при разгибании расслабленно «шлепнуть» задней поверхностью ноги о пол;

— стоя на одной ноге, захватом рук под бедро поднять согнутую ногу. Отпуская захват, «бросить» ногу книзу.

Упражнения для туловища:

лежа на спине с опорой затылком и руками, слегка прогнуться и расслабленно лечь.

Упражнения для всего тела:

лежа на спине, руки вниз ладонями вперед, носки наружу.

Закрыть глаза, полностью расслабиться. Длительная пауза.

При подборе отдельных упражнений и составлении комплексов ОРУ необходимо, прежде всего, руководствоваться тем, для кого предназначены данные упражнения и с какой целью они будут использоваться. Иными словами, следует четко определить педагогические задачи. Наиболее типичными формами занятий ОРУ, отличающимися друг от друга целевой направленностью и задачами, являются «малые» формы: утренняя гимнастика (зарядка), физкультпаузы, уроки гимнастики и др.

В зависимости от задач урока определяются формы организации занятий.

Специфическая направленность ОРУ

Влияние на организм одинаковых по форме упражнений (например, приседаний) зависит от характера их исполнения (быстрое или медленное приседание, с отягощениями или без них и т. п.). Чтобы верно ориентироваться в выборе упражнений, необходимо иметь представление о проявлениях двигательных способностей, о физических качествах: силе, выносливости и гибкости.

Силовые качества, т. е. способность к преодолению внешнего сопротивления, рекомендуется развивать с использованием ОРУ тремя способами:

1. Многократное (до 8-12 раз) поднимание доступного веса или преодоление веса собственного тела (при отжиманиях в упоре лежа, вставании из приседа, подтягивании и т. п.). Выполнение подобных упражнений до утомления развивает силовую выносливость, способствует увеличению мышечной массы. Если повторение 8 — 12 раз не составляет труда, необходимо увеличить вес отягощения или изменить и. п. (например, отжимания с завышенной опорой ног).

2. Поднимание околопредельного веса (1-3 раза). Данные упражнения развивают максимальную силу мышц. Растет и их масса. Изометрические упражнения (околопредельное напряжение мышц с таким внешним сопротивлением, при котором нет видимых перемещений частей тела) также развивают максимальную силу.

3. Выполнение движений с максимальной скоростью. Развиваются скоростно-силовые качества мышц, быстрота.

Выносливость — способность противостоять утомлению при продолжительной мышечной работе, требующей значительных усилий. Используя ОРУ, развивают локальную и общую выносливость. Выполнение максимального количества раз упражнений, в которых участвует ограниченное число мышц, развивает локальную выносливость (например, поднимание гантелей к плечам, подтягивание на перекладине).

Упражнения, при которых длительное время участвуют многие группы мышц и в связи с этим работают с повышенной нагрузкой сердечно-сосудистая и дыхательная системы, развивают общую выносливость (например, продолжительные бег на месте, прыжки, приседания в сочетании с наклонами и упором лежа).

Гибкость — мера взаимной подвижности звеньев тела. От развития гибкости зависит величина доступной амплитуды движении. Занятия только силовыми упражнениями приводят к ограничению подвижности в суставах, к закрепощенности. Поэтому силовые упражнения необходимо сочетать с упражнениями на гибкость. Различают активную и пассивную гибкость.

Активная гибкость связана с демонстрацией подвижности в суставах, за счет преодолевающей работы мышц (удержание высоко поднятой ноги, высокие взмахи ногами и т. п.). В связи с этим и развитие активной гибкости предусматривает применение упражнений с увеличенной амплитудой движений, а также упражнений для укрепления мышц, фиксирующих суставы в предельных положениях (высоко поднятая нога, высокий угол и т. п.).

Пассивная гибкость — проявление подвижности в суставах за счет силы тяжести собственного тела или его частей, действий партнера или отягощений (опускание в шпагат, наклон вперед в положении сидя с наклоном к ногам с помощью партнера, наклоны туловища к ноге с опорой ею о рейку гимнастической стенки и т. п.). Пассивная гибкость развивается методом повторных активных или пассивных действий (наклоны с добавочными движениями, тоже с помощью партнера), фиксацией статических положений в позах, где проявляется подвижность в суставах (мост, шпагат, наклон и т. п.).

Упражнения в расслаблении также составляют часть ОРУ. Паузы между отдельными ОРУ на развитие силы, выносливости, гибкости связаны с отдыхом и непроизвольным естественным расслаблением мышц.

Необходимо научить занимающихся активно (произвольно) расслаблять мышцы волевым усилием. С этой целью используется метод контрастных действий: чередование сильных напряжений и быстрых расслаблений. Этот метод особенно эффективен в положении лежа или сидя. Применяются также маховые движения с расслаблением, потряхивания, приемы самомассажа.

Правила подбора упражнений

При подборе упражнений по принципу их соответствия основным педагогическим задачам следует руководствоваться следующими правилами:

1. Упражнения должны оказывать разностороннее воздействие на занимающихся. Это особенно важно учитывать при составлении комплексов ОРУ для утренней гимнастики, спортивной разминки, основной гимнастики. Для этого нужно включать в комплекс упражнения, для всех частей тела. Рекомендуется чередовать упражнения, придерживаясь определенной схемы, к примеру «руки — ноги — туловище». При такой схеме после упражнений для рук следуют упражнения для ног, а затем для туловища. Эти три упражнения составят одну серию. В комплексе гигиенической гимнастики может быть 3-5 серий.

В каждой следующей серии упражнения для отдельных частей тела должны меняться. Если в первой серии преимущественно участвовали мышцы-разгибатели, то во второй серии должны включиться в активную работу мышцы-сгибатели. Рекомендуется изменять и характер упражнений. Выполнение серий упражнений скоростно-силового характера сменяется серией силовых упражнений, затем серией упражнений на развитие гибкости, а завершающая серия должна содержать упражнения общего воздействия с целью развития выносливости. Заканчивается комплекс упражнениями на расслабление. Данные схемы условны. Раз навсегда установленных правил быть не может, так как очень обширен круг задач, решаемых с применением ОРУ.

2. Наряду с разносторонним воздействием на организм занимающихся ОРУ должны подбираться с учетом их локального влияния на развитие отдельных групп мышц или определенных физических качеств. Благодаря строгой регламентации (по направлению, амплитуде, характеру нервно-мышечной работы) это возможно. Комплексы ОРУ, составленные с учетом локального воздействия типичны для занятий атлетической и основной гимнастикой. Этим же правилом руководствуются при составлении комплекса упражнений производственной гимнастики (с учетом особенностей профессиональной деятельности) и при составлении комплекса лечебной гимнастики с целью точного локального воздействия на восстанавливаемый орган и функцию.

3. Правило «прогрессирования», широко используемое в спорте (Н. Г. Озолин, Л. Л. Матвеев), реализуется также и при составлении комплекса ОРУ в форме нарастания эффекта от применения упражнений за счет увеличения амплитуды и скорости движений, степени напряжения, количества повторений. Это проявляется и в ходе выполнения одного упражнения, и комплекса ОРУ, а также отзанятия к занятию.

Так, каждое упражнение может усиливаться за счет дополнительных действий. К примеру: наклоны туловища вперед, назад или в сторону усиливаются подниманием рук к плечам, вверх, использованием отягощения, дополнительными пружинящими движениями. Нарастание нагрузки в комплексе ОРУ достигается включением более интенсивных упражнений в последующие серии и увеличением количества повторений. Постепенное привыкание (адаптация) к нагрузке от занятия к занятию при неизменном комплексе ОРУ свидетельствует о благотворном действии упражнений на организм и свидетельствует о возможности изменения комплекса в сторону его усложнения.

4. Гимнастический метод проведения ОРУ отличается строгой регламентацией движений, что достигается четким указанием на исходные и конечные положения, направление и амплитуду движений, их характер. Это определяет точность воздействия упражнений и их дозировку. При подборе упражнений надо соблюдать правила гимнастической регламентации упражнений. К примеру: при наклонах вперед важно уточнить положение ног, так как при положении ноги вместе или врозь, носками наружу, внутрь или при параллельных стопах эффект будет различным. Положение туловища при наклонах также может быть разным (с округленной или с прогнутой спиной). Меняется характер упражнения и от того, медленно или быстро выполняется наклон. В связи со сказанным ясно, что при составлении комплексов ОРУ необходимо определить и указать способы выполнения каждого упражнения, характер движений.

Начинающему преподавателю чаще всего приходится составлять комплексы гигиенической гимнастики и разминки и обучать этим умениям своих учеников.

При всем обилии упражнений прошли проверку временем и должны стать основой данных комплексов следующие упражнения и их разновидности:

1. Потягивания с выпрямлением и прогибанием.

2. Наклоны и круговые движения головой.

3. Круговые и маховые движения руками.

5. Наклоны туловища вперед, назад, в сторону и круговые движения.

6. Сгибания и разгибания рук в упоре лежа.

7. Поднимание ног в положении сидя и лежа (или туловища при закрепленных ногах).

8. Махи ногами вперед, назад и в сторону.

9. Прыжки (подскоки) многократные.

Методика проведения общеразвивающих упражнений

Особенностью выполнения в отличие от прикладных является стабилизация движений. Такие естественные движения и навыки, как ходьба, бег, наклоны, приседания и т. п., становятся гимнастическими упражнениями благодаря четкой регламентации поз и движений в соответствии с принятыми в гимнастике традиционными нормами. К наиболее общим требованиям можно отнести прямые руки и ноги, оттянутые носки, четкие исходные и конечные положения. В связи с этим при проведении ОРУ необходимо указывать ученикам на отклонения от данных норм.

Эмоциональный фон, особенно при занятиях с детьми, имеет большое значение. Рекомендуется проводить ОРУ игровым способом. Многие подвижные игры и гимнастические эстафеты насыщены движениями, которые можно упорядочить и использовать как ОРУ (ходьба, бег, приседания, подскоки, наклоны и т. п. Соревновательный метод проведения ОРУ также повышает эмоциональный тонус занимающихся. С этой же целью ОРУ проводятся в различных построениях и с перестроениями: в шеренге, колонне, круге, в сомкнутом и разомкнутом строю, в движении, в парах и тройках. Особенно полезны ОРУ на воздухе (в парке, лесу, на пляже).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10156 — | 7563 — или читать все.

85.95.179.227 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

Методика составления комплекса общеразвивающих упражнений.
методическая разработка по физкультуре на тему

В помощь педагогам при составлении комплекса ОРУ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТЕМА: МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 20» г. Усинска, Республики Коми

Аннотация: Представленная методическая разработка может быть использована инструкторами по физической культуре и учителями по физической культуре общеобразовательных школ.

Общеразвивающие упражнения (далее ОРУ) занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

ОРУ используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, во время физкультминуток, в сочетании с закаливающими процедурами, на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

ОРУ – специально разработанные движения для шеи, плеч, рук, туловища, ног и других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе.

ОРУ развивают двигательные, психические качества ребенка, подготавливают его к овладению сложными действиями, развивают силу мышц, быстроту мышечных сокращений, подвижность суставов, формируют правильную осанку.

ОРУ имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разнообразных вариантах и комбинациях. Это обеспечивает избирательный характер воздействия на отдельные группы мышц и на определенные системы организма. Например, для формирования правильной осанки подбираются упражнения, которые больше всего укрепляют крупные группы плечевого пояса и спины, улучшают дыхание (укрепляются, диафрагма, межрёберные мышцы и т.д.).

В результате систематического повторения ОРУ создается своеобразный фонд двигательного опыта, двигательных качеств и способностей, необходимых, как в жизненной практике, так и для формирования сложных гимнастических навыков.

Большую роль играют ОРУ в формировании осанки: благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это важно для физического развития детей, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование изгибов позвоночника, окончательно завершающиеся в 11-13 лет. Значительную нагрузку получают и мышцы брюшного пресса (в особенности из исходного положения лёжа). Их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.

Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата ОРУ являются прекрасным средством для развития органов дыхания, так как в каждый комплекс входят упражнения, укрепляющие диафрагму – основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, содействующие более глубокому дыханию. Ритмичность, аналитический характер движений позволяют формировать навыки рационального дыхания, заключающиеся в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, сочетать ритм и частоту дыхания со структурой движения.

Чёткий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в ОРУ способствуют укреплению сердечной мышцы, увеличивают ударный объём сердца, улучшают ритмичность сокращений. Общеразвивающие упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Быстрота реакции, координация, осознанное овладение движениями имеют значение и для умственного развития детей.

Таким образом, систематические применения ОРУ оказывают всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм и способствует:

— формированию базовой координации движений;

— развитию физических качеств (сила, гибкость, скорость, координация, выносливость);

— развитию у детей организованности, дисциплины, повышению внимания.

Классификация общеразвивающих упражнений.

Для удобства ориентировки в многообразии ОРУ приведем несколько их классификаций, имеющих практическое значение.

1. Классификация ОРУ по анатомическому признаку . В зависимости от того, какие мышечные группы обеспечивают движения, ОРУ делятся на: упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для ног и тазового пояса; упражнения для туловища и шеи; упражнения для всего тела. Классификация предусматривает и дальнейшее дробление с выделением упражнений для конкретных мышечных групп и даже отдельных мышц.

2. Классификация по признаку преимущественного воздействия . В зависимости от направленности воздействия ОРУ делятся на: упражнения на силу, упражнения на растягивание и упражнения на расслабление. Сочетания упражнений этих трех типов являются содержанием и всех других упражнений, которые, однако, принято выделять, учитывая их методическую значимость. Это упражнения на осанку, упражнения на координацию и дыхательные упражнения.

3. Классификация по признаку использования предметов и снарядов . ОРУ могут выполняться без предметов; с предметами (погремушки, флажки, палка, скакалка, обруч, гантели, набивной мяч и т.д.); на снарядах и со снарядами (гимнастическая стенка, скамейка, стул и др.), на тренажерах и с тренажерами.

4. Классификация по признаку организации группы . ОРУ можно разделить на одиночные упражнения; упражнения вдвоем; упражнения втроем; упражнения в кругу в сцеплении; упражнения в сомкнутых колоннах и шеренгах; упражнения в движении.

5. Классификация по исходным положениям . В зависимости от исходных положений, из которых выполняется ОРУ, их можно разделить на: упражнения, выполняемые из стоек; из седов; из приседов; из положений лежа; из упоров; из висов и т.п. При выполнении упражнений в положении лежа, упражнения описываются по отношению к основной стойке.

Для точного обозначения конкретного упражнения могут быть использованы все данные классификации, например: упражнение вдвоем на силу мышц живота с набивным мячом из исходного положения лежа на спине.

Упражнения, указанных классификаций, могут быть направлены:

— на развитие отдельных двигательных качеств и способностей — силы, гибкости, ловкости, быстроты, равновесия, ритмичности, пластичности, грациозности и др.;

— на развитие свойств психики – внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени и др.;

— на повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно-сосудистой систем, активизации обменных процессов.

Составление комплекса ОРУ.

Составляя комплекс общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать следующие факторы:

— возраст и пол занимающихся;

— имеющиеся отклонения в состоянии здоровья;

— уровень подготовленности занимающихся;

— тип занятия, его направленность;

— определиться в выборе упражнений: подобрать наиболее эффективные, решающие поставленные задачи, рационально распределить упражнения в комплексе.

Таким образом, комплекс общеразвивающих упражнений должен соответствовать назначению комплекса — для утренней гимнастики, для проведения физкультминутки, для подготовительной или основной части занятия и т.д. А так же составляться с учетом, поставленных задач. Так, например, в подготовительной части занятия в первую очередь должны решаться задачи общеукрепляющего воздействия, охватывающего все основные мышечные группы, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия. В основной части, общеразвивающие упражнения могут быть направлены на решение задач развития физических качеств (силы, гибкости, выносливости, координации). Необходимо учитывать и возраст занимающихся, а так же место проведения и погодные условия (спортивный зал или открытая спортивная площадка, солнечный день или прохладная погода), уровень физической и технической подготовленности занимающихся.

Соблюдать принцип «постепенности» — от простого к сложному и от легкого к трудному (разученное ранее упражнение должно облегчать выполнение нового).

Очень часто встречаются неграмотно составленные комплексы ОРУ, где нет последовательности чередования движений, например, в комплексе первым упражнением идут наклоны туловища, вторым упражнением – приседы, третьим упражнением – махи ногами, четвертым упражнением – поднимание и опускание рук. То есть, при составлении комплекса ОРУ необходимо учитывать последовательность упражнений. Наибольшее распространение в практике физического воспитания в определении последовательности упражнений в комплексе ОРУ получил принцип «сверху вниз». Принцип «сверху-вниз» достаточно прост в понятии, то есть при составлении комплекса ОРУ необходимо придерживаться следующей очередности:

— упражнения для мышц шеи (наклоны, повороты, круговые движения головы);

— упражнения для плеч и рук (подъёмы, отведения, круговые движения);

— повороты, наклоны, круговые движения туловища;

— упражнения в стойках и упорах на коленях;

— упражнения, выполняемые в положении сидя;

— упражнения, выполняемые в положении лежа;

Это и есть принцип «сверху-вниз».

Комплекс завершается упражнениями преимущественно направленными на улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. Обычно это различные варианты прыжков или бега на месте с согласованными движениями рук и ног с обязательным переходом на ходьбу с восстановлением дыхания.

В зависимости от возраста комплекс ОРУ состоит из 6-12 упражнений для различных мышечных групп и систем организма, каждое из которых составляется и выполняется четное количество раз на 4, 8, 16… счетов.

Основы терминологии общеразвивающих упражнений.

Для того, чтобы назвать упражнение, требуется знание терминов, обозначающих каждое положение, входящее в состав упражнения. Общепринятыми терминами основных положений, используемых в ОРУ, являются:

Стойки: основная стойка, стойка ноги врозь, стойка ноги врозь широкая, стойка ноги врозь узкая, стойка ноги врозь правой (левой), скрестная стойка правой (левой), стойка на коленях, стойка на правой левая согнута вперед, стойка на правой левая вперед (в сторону) на носок, стойка на правой левая в сторону.

Упоры: упор присев, упор сидя, упор лежа, упор лежа сзади, упор лежа правым (левым) боком, упор лежа на предплечьях, упор стоя на коленях.

Приседы: присед руки на пояс, полуприсед руки назад; присед на правой левая вперед, руки вперед.

Седы: сед руки на пояс; сед углом, руки в стороны; сед с захватом; сед на пятках, руки на пояс; сед ноги врозь с наклоном, руки вверх.

Выпады: выпад левой (правой), руки на пояс; выпад влево (вправо), руки в стороны; выпад правой (левой) назад, руки вперед; скрестный выпад правой (левой) руки в стороны.

Наклоны: наклон вперед, руки вперед; наклон вниз, руки вниз; наклон влево (вправо) руки на пояс.

После обозначения положения основным термином к нему добавляются термины дополнительные, для уточнения положений частей тела, например: стойка на левой, правая согнута назад, руки за голову.

Положения рук: руки вниз, руки вперед, руки в стороны, руки назад, руки на пояс, руки на голову, руки за голову, руки за спину, руки перед грудью, руки к плечам, руки вверх- в стороны, руки в стороны –книзу, руки вперед-кверху, руки вперед-книзу.

Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений.

Термины должны быть краткими, точными и доступными.

В соответствии с правилами сокращения гимнастической терминологии принято опускать некоторые слова:

«нога» — практически во всех случаях;

«вперед» — при выполнении шагов и выпадов;

«поднять» — при выполнении движений руками или ногами;

«ладонь внутрь» — в положении рук вперед, назад, вверх или вниз;

«ладони книзу» — в положении рук в стороны, влево или вправо;

«вернуться» — при возвращении в и. п

Например, вместо полного описания «выпад правой ногой вперед, руки в стороны ладонями книзу» записывается — «выпад правой вперед, руки в стороны». Вместо «наклон туловища влево, поднять руки вверх ладонями внутрь» — «наклон влево, руки вверх» и т. д. Не указывается также обычный, наиболее распространенный способ хвата сверху (при упражнениях с предметами – обруч, гимнастическая палка и т.д.).

Также существуют термины неприменяемые при названии и записи упражнений – это:

Рассмотрим первое, так как мы не земной шар и у нас нет собственной оси, поэтому вращать ни головой, ни тазом, ни туловищем мы не можем. Мы можем совершать только круговые движения руками вперед (назад), головой, туловищем и тазом вправо и влево.

Второе – термин рывок имеет место существовать, например – рывок на старте или на финише. Так как ОРУ — это комплекс движений направленных на развитие физических качеств, а также решающий задачи общеукрепляющего воздействия, задачи разминки и подготовки организма к основной части занятия и выполняются с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе, то более профессионально и грамотно применить термин отведение рук .

И.п. — стойка ноги врозь, руки согнуты перед грудью, локти в стороны

1-2 – отведение согнутых рук в стороны.

3-4 — отведение прямых рук в стороны.

И.п. – стойка ноги врозь, левая рука вверх, правая вниз,

1-2 – отведение прямых рук назад

3-4 – тоже со сменой рук – левая рука вниз, правая вверх.

Правила записи общеразвивающих упражнений.

Существует три формы записи ОРУ:

2) конкретная терминологическая запись;

Обобщенная запись упражнений предусматривает запись только названий, возможных направлений выполнения, исходных и конечных положений, без конкретизации движений по счетам. Например: “наклоны вперед и назад”, “круговые движения руками”, “сгибания-разгибания рук в упоре лежа”. Такая запись используется при составлении всевозможных учебных пособий, программ, рабочих планов.

Конкретная терминологическая запись применяется при непосредственной подготовке к занятию и составлении конспекта. Она предусматривает точную запись движений по счетам. При записи отдельного движения необходимо указывать:

а) исходное положение, из которого начинается движение;

б) название движения (наклон, присед, поворот, выпад и др.);

в) направление движения (вправо, назад, влево и т. п.);

г) конечное положение (как правило, в общеразвивающих упражнениях, им является исходное положение, так как упражнение выполняется несколько раз).

При конкретной терминологической записи, комплекс общеразвивающих упражнений, как правило, оформляется следующим образом, где в графе «№ п/п» указывается порядковый номер упражнения; в графе «содержание упражнения» описывается название упражнения, исходное положение, и описывается само движение под счет; «дозировка» – следующая графа – подразумевает количество движений (раз) или время выполнения упражнения (в секундах, минутах); в последней графе «методические указания» даются рекомендации по технике выполнения упражнения, особенностям дыхания, амплитуде, темпу, способу организации группы, (таб. 1):

источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями: